Биллинг и биллинговая платформа: что это такое, как и где используется, в чем особенности и преимущества
Расскажем просто и понятно, когда и кому нужен и что следует учитывать при выборе биллинговых систем.
В последние годы стремительно растет число удобных инструментов, направленных на упрощение бизнес-процессов. Оптимизация процессов и минимизация ошибок в подсчетах – общий тренд в развитии коммерческого сектора. Реализовать эти цели бизнесу помогают биллинговые платформы.
Разберем, что же такое биллинговая система, какие функции она выполняет, кому и чем может быть полезна. Также рассмотрим возможные ошибки при использовании и способы их избежать.
Биллинг: что это такое простыми словами
Биллинг – автоматизированная система, которая позволяет вычислять стоимость услуги для абонента и саму возможность ее получения в рамках текущих условий. У нее есть конкретное направление – управление расчетами, сведение между собой текущего баланса клиента и объема оказываемых услуг. Биллинг также решает задачу по выставлению счетов и отслеживанию поступлений.
Самый простой пример – операторы сотовой связи. На основе текущего тарифа и количества денег на балансе биллинговая система рассчитает, сколько минут абонент может проговорить по телефону. В банковской сфере по тем же принципам определяются, например, оставшийся суточный лимит и комиссия за снятие наличных. Благодаря биллингу, приложение покажет доступную для перевода сумму и удерживаемый процент. Если запрашиваемая сумма превысит определенный порог или будет больше той, что лежит на вашем счету, в операции будет отказано.
Несложно представить, сколько плюсов для компании дает использование биллинговой системы:
- Фиксация информации об оказанных услугах и их объеме.
- Выставление счетов за предоставленные сервисы.
- Автоматический расчет оплаты при смене тарифов.
- Контроль поступлений денежных средств на счета клиентов.
- Мониторинг задолженностей и фиксация их погашения.
- Приостановка обслуживания при выполнении заданных условий, например, по истечении оплаченного периода подписки.
Грамотная организация биллинга дает компании возможность автоматизировать регулярные платежи и максимально снять с себя связанные с этим задачи. Клиент же получает точный учет потребленных услуг и комфортные условия оплаты.
Польза биллинга для бизнеса
Биллинг нужен бизнесу, чтобы:
- ускорить и автоматизировать процессы расчетов;
- выставлять счета без затрат времени и сил сотрудников;
- сэкономить на оплате труда;
- упростить взаимодействие с клиентами по вопросам платежей;
- снизить риски ошибки из-за человеческого фактора;
- повысить уровень клиентского сервиса.
Если на текущий момент в компании этими задачами занимаются сотрудники, то внедрение биллинга позволит в разы снизить нагрузку на них.
Есть множество случаев, когда уменьшение взаимодействия клиента и организации поставщика услуг повышает удобство для обеих сторон. Не все хотят общаться с компанией по поводу платежей, особенно неоплаченных. Большинству гораздо удобнее отслеживать счет и детализацию через личный кабинет. Биллинг позволяет направлять документы в том формате, который клиент указал наиболее удобным для себя.
Каким компаниям биллинг нужен обязательно: несколько примеров
Несмотря на то, что автоматизированная система расчетов – это очень удобно, нужна она не всем организациям. Например, обычным магазинам она зачастую не требуется, особенно если речь идет не о сети, а о маленьком отделе. Но есть те компании, которым биллинг сильно облегчит ряд процессов.
Приведем несколько примеров.
- Операторы ЭДО. Обмен электронными документами стал повседневностью для большинства юридических лиц. Все увеличивающееся число Клиентов и большое количество транзакций по обмену документами требует автоматический учет.
- Банки, кредитные организации, финансовые сервисы. В таких компаниях всегда есть сотни и тысячи клиентов, которые вносят регулярные платежи в счет оплаты услуг или внесение/перевод средств на вклады.
- Компании, работающие в сфере поставок электроэнергии и услуг ЖКХ. Большое число плательщиков с фиксированными тарифами, но разными объемами потребления, а также нерегулярным внесением денег. Система поможет отслеживать ситуацию и получать оплату вовремя.
- Интернет-провайдеры и сотовые операторы. Здесь автоматический биллинг помогает выставлять счета с учетом выбранных тарифов, затрат, дополнительных услуг и так далее.
- Поставщики ПО с подпиской. Регулярные продажи и продление использования услуг требуют отслеживания и подсчетов.
Что умеют биллинговые системы: основные опции
Базовая функция любой программы биллинга – расчет стоимости услуг и возможности ее оказания конкретному клиенту. Система определяет индивидуальные условия обслуживания и подсчитывает возможные действия и их объем.
Например, провайдеру изначально нужно внести в программу все текущие тарифы, а также условия блокировки услуг, и актуализировать информацию по необходимости. Программа, ведущая учет оплаты по тарифам автоматически рассчитает возможности каждого абонента. При обнулении баланса, исчерпании лимитов, завершении оплаченного периода или любом другом выбранном условии система заблокирует все операции.
Вот некоторые опции, которые можно настроить для автоматизации расчетов:
- Описание тарифных условий.
- Расчет баланса клиента и управление доступом к услугам.
- Фиксация пробного бесплатного периода и переход на платную подписку.
- Отправка файлов счетов, детализации и др клиенту в удобном ему формате.
- Отображение счета в деталях: сколько и за что было начислено.
- Предложение оплатить любым из нескольких способов.
- Возможность для клиента менять тарифный план в личном кабинете.
- Предупреждение об окончании подписки.
- Предложение продлить срок использования услуги.
В зависимости от выбранной биллинговой платформы опции могут различаться.
Модели расчетов в биллинговых системах, их различия и особенности
Существует несколько форматов расчета с использованием биллинга. Обычно говорят о разделении на предоплатные и постоплатные модели (prepaid и postpaid).
Предоплатный формат подразумевает предварительное пополнение баланса или оформление подписки совместно с оплатой. То есть речь, как правило, идет о пакетных услугах или сервисах с абонентской платой. Простой пример – расчеты с провайдером за интернет или подписку на кабельное ТВ с учетом оплаты по тарификации.
Автоматизированная система расчетов с постоплатой подразумевает выставление счетов с учетом оказанных услуг. Чаще всего процедура тоже проходит в конце определенного периода – например, раз в месяц. Система учитывает каждую полученную услугу, ее объем, стоимость дополнительных опций и так далее.
Особенности выбора биллинговой системы
Когда компания задумывается о том, чтобы автоматизировать расчеты, перед ней встает вопрос, какую биллинговую платформу (систему) выбрать. Предложений на сегодняшний день немало.
Несмотря на схожесть в базовых функциях, имеются и различия, которые могут стать ключевыми в вопросе выбора биллинговой системы:
- Возможности масштабирования. Любой бизнес может вырасти, в том числе в разы. Гораздо удобнее иметь возможность расширения базы данных в текущей программе, чем впоследствии искать новые предложения и переносить информацию.
- Удобство интерфейса. Максимальная понятность действительно важна, поскольку напрямую влияет на скорость работы сотрудников, когда им понадобится внести данные или скорректировать настройки. Комфортный интерфейс также в разы снижает вероятность ошибок.
- Доступность интеграции с другим ПО. Чем крупнее компания-заказчик и чем шире ее клиентская база, тем больше возможностей подключения других систем может понадобиться.
- Тарификация оплаты. Каждая компания-разработчик выставляет свои условия и цены. Кому-то может быть удобно платить заранее, кому-то – по факту оказания услуг; для одних организаций важна гибкость цен, для других – фиксированный тариф.
- Простота подключения. Минимум действия для того, чтобы начать работу – огромный плюс при сравнении биллинговых систем. Если имеющуюся базу можно загрузить легко и быстро, вероятность ошибок стремится к нулю. Это лучший выбор для компаний.
- Наличие техподдержки, простой и быстрый доступ к ней. В случае неполадок, либо когда не получается легко разобраться в деталях, важно, чтобы сотруднику компании дали ответы на все вопросы.
- Расценки. Хотя биллинг-решения сами по себе экономят бюджет организации, адекватное соотношение цены, предоставляемого спектра возможностей и качества услуг все же имеет значение.
Таким образом, выбор платформы значительно влияет на то, насколько упростит работу компании использование биллинга. Поэтому стоит уделить хотя бы немного времени оценке и сравнению.
Возможные проблемы и частые ошибки при выборе биллинговой системы
При использовании биллинга для банков, сервисов подписок, операторов и других компаний нередко возникают такие проблемы:
- Выбранная система не подходит под цели бизнеса. Важна предварительная оценка запросов и ожидаемых результатов. Владельцы компании должны четко понимать, какие цели должна решать платформа и какие возможности предлагает то или иное ПО. В противном случае система обойдется значительно дороже, чем ожидалось. А худшем варианте – не сможет охватить все поставленные задачи и не даст возможностей для масштабирования. Лучший способ избежать подобных ситуаций – протестировать демо-версию до оплаты.
- При настройке условий и тарифов допущены ошибки. Очевидно, что подобные оплошности приведут к неверным суммам при выставлении счетов по тарифам. Также возможна слишком ранняя или, наоборот, поздняя отправка. Для компании это риск просадки дохода, жалоб и массового отказа от услуг. Чтобы избежать этой проблемы, настройку лучше проводить с сотрудником компании, через которую планируется приобрести биллинг.
- Допущены ошибки при интеграции с другими системами. В этом случае возможны разные последствия: потеря части данных, несоответствия при подсчетах, дублирование информации. Предотвратить такую ситуацию можно, поручив задачу профессионалу в области интеграции.
айФлекс. Биллинговая платформа
В последние годы российский биллинг стремительно развивается, и эта тенденция продолжится. Все больше компаний использует биллинг-платформы для оптимизации расчетов. Преимуществ слишком много, чтобы игнорировать такую возможность.
Остается лишь вопрос выбора компании-поставщика услуги. Важными факторами выступают такие возможности, как:
- работа в демо-версии на протяжении срока, достаточного, чтобы оценить возможности системы для конкретного бизнеса;
- сопровождение специалистов на всех этапах;
- качественная техподдержка;
- предварительные консультации и помощь в подборе тарифа.
Все это вы можете получить, выбрав биллинговую платформу «айФлекс». Мы предлагаем широкие возможности подключения, качественное обслуживание и техподдержку высокого уровня. Закажите обратный звонок, чтобы получить консультацию и записаться на демонстрацию платформы.